Калмыцкая кухня

Пообедал в «Калмыцкой кухне». Рассказываю, что сами калмыки едят на обед

Каждая поездка, будь то отдых на море или просто банальная командировка, дарят тебе новые впечатления и эмоции. Ты познаешь мир воочию, а не по картинкам. Ты становишься умнее, потому что твой багаж знаний растет с каждым часом, с каждой минутой. И не было в моей жизни ни одного путешествия, откуда бы я не привез чего-нибудь интересного.

Интересно наблюдать за калмыками со стороны: как они играют в шахматы, как занимаются с детьми, как ведут себя на улице и в общественных местах.

Об одном из таких наблюдений я сегодня хочу вам рассказать.

Пообедал в «Калмыцкой кухне». Рассказываю, что сами калмыки едят на обед

По внутренней организации – это обыкновенная столовая с разносами, салатами за стеклом, нарезанными кусочками хлеба, ну и естественно с национальными калмыцкими и что приятно, русскими блюдами.

Но как говорится, русских щей мы и дома поедим, а вот махан, дотур, бёреки, джомба – вот это в самый раз!

Встав в очередь, которая, кстати, двигалась очень быстро, я, глядя на меню, уже стал прикидывать, что закажу себе на обед. Девушка на раздаче бодро принимала заказы, передавала их на кухню и оттуда уже получала готовые блюда.

Один из калмыков, до которого дошла очередь, громко произнес:

— Полпорции щей и гуляш!

Я не поверил своим ушам. А как же национальные традиции? А как же национальные блюда?

И все бы ничего, если бы не следующий за ним калмык.

— А мне просто гуляш, сказал он, накладывая на тарелку 5 или 6 кусков хлеба.

Тут я уже всерьез задумался, а может и мне заказать щи и гуляш? Видимо очень вкусные! Но в последний момент все же решил, что щи мы и дома поедим…

Тот калмык, что заказал гуляш, подозрительно посмотрел на меня, улыбнувшись всем своим загорелым лицом.

Я присел недалеко от тех двух калмыков и краем уха услышал, как они наперебой нахваливали гуляш. Я же как «друг степей» приступил к поеданию махана, густо сдобренного репчатым луком.

Вот такая история приключилась со мной в Элисте.

Источник

Прибытие и размещение в Берик-апон-Туиде

От вокзала Берик-апон-Туида 10 минут ходьбы по Каслгейт (Castlegate) и Меригейт (Marygate) до центра города. Большинство местных автобусов останавливаются ближе, на Голден-сквер (где Каслгейт встречается с Меригейт), на подходе к Роял Туид-бридж (Royal Tweed Bridge), но некоторые доезжают до вокзала. Водители должны пользоваться автостоянками, которые находятся сразу за стенами, возле Каслгейт и внизу, у стен набережной, в нижней части Сендгейт (Sandgate).

Туристическое бюро (апрель-сентябрь понедельник-суббота 10.00-17.00/18.00, воскресенье 11.00-15.00; октябрь-март понедельник-суббота 10.00-12.00 и 13.00-16.00/17.00), расположенное по адресу: 106 Меригейт, поможет вам заказать информативный пешеходный тур по городу, который может длиться несколько часов (Пасха-октябрь понедельник-пятница 3 раза в день; 4 £). Чтобы арендовать велосипед, обратитесь в Wilson Cycles, по адресу: 17-а Бридж-стрит. Подробности о живописной дороге на Холи-Айленд (24 мили туда и обратно) вы можете узнать здесь или в туристическом бюро.

В Берик-апон-Туиде много мест для размещения – местные отели и пансионы Bed and Breakfast изображены на рекламах и плакатах, которые вы найдёте в туристическом бюро. Помимо мест, приведённых ниже, вы можете найти и другие места, например на Черч-стрит и Равенсдоун (Ravensdowne) (возле Вулмаркет (Woolmarket), продолжения Меригейт) или на Норт-роуд. Также вы можете остановиться в Туидмуте (Tweedmouth), на другом берегу моста (10 минут пешком) или поблизости от пляжа в Спиттал (Spittal) (сюда ходит автобус от Голден-сквер).

1). Пансион Berwick Backpackers – Этот бюджетный пансион Bed and Breakfast имеет простые, но умело украшенные номера (одиночные/двухместные/трёхместные), один с галереей, другой с собственной кухней, все отделаны со вкусом. Здесь есть и небольшая спальня на шесть коек, койки – 14,95 £. Имеется полностью оборудованная кухня-гостиная, плюс доступ в интернет, в цену включён и континентальный завтрак. Кредитные карты не принимаются. Местонахождение: 56-58 Bridge Street;

2). Пансион Coach House – Ряд номеров в переделанных фермерских домах – некоторые имеют более высокую категорию и стоят дороже. Гостям подают домашний завтрак и обед из четырёх блюд (20 £). Местонахождение: Крукхем, в 10 милях на юго-запад от Берика;

3). Пансион Clovelly House – Действительно красивый пансион Bed and Breakfast, расположенный в центре города, на мощёной улице возле Художественного центра (поблизости есть бесплатная парковка). Номера отделаны со вкусом и включают множество приятных мелочей – библиотеку DVD, фрукты и шоколад на столе, туалетные принадлежности, – что поднимает этот пансион Bed and Breakfast над уровнем обыкновенности. Завтрак просто великолепен. Кредитные карты не принимаются. Местонахождение: 58 West Street;

4). Пансион №1 Sallyport – Самый роскошный пансион Bed and Breakfast в Берике с шестью эксклюзивными номерами, расположенными в доме XVII века рядом с городскими стенами возле книжного магазина Breedge Street Bookshop. Два просторных номера и четыре прекрасных сьюта элегантно меблированы в стиле от ретро до современного, завтрак здесь потрясающий. Необходимо резервирование, пребывание минимум 2 ночи по уикендам. Местонахождение: Bridge Street;

5). Пансион Old Vicarage Guest House – Лучший выбор в Туидмуте, восхитительная викторианская вилла с просторными номерами. Кредитные карты не принимаются. Местонахождение: 24 Church Road, Туидмут;

6). Пансион Queen’s Head – Старый берикский постоялый двор, но номера вполне стоят своих денег. Удобное расположение, парковка находится поблизости. Ежедневно меняется меню на грифельной доске (горячие блюда 9-18 £, от крабов и сибаса до ягнёнка и оленины). Местонахождение: 6 Sandgate;

7). Пансион Whyteside House – Викторианский дом на верхнем конце Каслгейт, сохранивший множество первоначальных особенностей, включая дубовые панели. Номера просторны и красиво меблированы, есть частная автостоянка. Местонахождение: 46 Castlegate.

Кафе «Калмыцкая кухня», личные впечатления

Ну а теперь расскажу немного про само кафе самообслуживания под названием «Калмыцкая кухня». Можно, наверное, знакомиться с местной кухней и в других заведениях, но я столько слышала хороших отзывов об этом кафе, да и сама там ела, так что с чистой совестью рекомендую именно его.

Фото внутреннего убранства кафе у меня нет, неловко снимать, когда люди едят. Так что опишу словами, а Вы уж мне верьте. ))

Дизайн внутри кафе как у обычной столовой советских времён. Увы, никакого местного колорита не наблюдается. Разве что фотографии, развешенные по стенам: тюльпаны в степи, Золотая обитель Будды Шакьямуни, несущиеся кони… А ещё тихонько и ненавязчиво играет национальная музыка.

Здесь чисто и… многолюдно. Преимущественно посетители кафе – местные жители. В основном, мужичины. Наверное, холостяки (девушки, имейте в виду , на мой взгляд, среди калмыков много симпатичных, но, возможно, это просто мои корни говорят ). В «Калмыцкую кухню» приходят группками и в одиночку мужчины разных возрастов. Парочек и семей я видела там мало. Лиц с некалмыцкой внешностью – тоже. Но, может, так было просто во время наших визитов туда.

Девушки в кафе красивые, улыбчивые, доброжелательно относятся к туристам и охотно объясняют особенности национальной кухни, какое блюдо из чего сделано (в меню это не расписано).

Жаль, я не сфотографировала это самое меню. Но, поверьте на слово, цены тут очень демократичные. Мы вчетвером ели на 800-900 рублей. И это – так, что наедались просто до отвала.

Кстати, имейте в виду, порции в кафе очень объёмные. Объевшись в первый день выше крыши, во второй день я благоразумно взяла уже по полпорции махана и бёригов. Но, что самое интересное, даже объевшись, никто не испытывал чувства сонливости и слабости, как обычно бывает, если переешь.

С собой в Ростов привезли борцоки. И даже на второй день, после разогрева в микроволновке, они были вкусные.

Как найти кафе самообслуживания «Калмыцкая кухня»: микрорайон 6, дом 14 (это рядом с улицей Сухэ-Батора). Координаты: N046 18.180, E044 17.474.

Кафе «Калмыцкая кухня» находится во дворах

Время работы: 9:00 до 18:00, в субботу с 9:00 до 16:00, выходной – воскресенье.

В праздничные дни может и не работать. Во всяком случае, в этом году кафе открылось только 6 января.

Кафе «Калмыцкая кухня» было закрыто до 6 января

В Элисте есть ещё кафе с таким же названием на улице Чапаева (на пересечении с улицей Пушкина), но там мы не были. Возможно, оно такое же. Там были Никита с Мариной, авторы блога «Бесконечное путешествие», и тоже хорошо отзывались о местной кухне. Может быть, там сеть национальных кафе. Но это кафе «Калмыцкая кухня» было через дорогу от нашего дома, так что мы выбрали его.

В туалете есть вода, мыло, сушилка для рук работает. Так что вполне можно помыть руки перед едой. В Интернете я читала среди отзывов, что там даже воды нет, и салфеток на столах, но, нам повезло куда больше – и вода в кране, и салфетки на столе были. Мы всем очень довольны!

——————

Схожие записи:

Калмыцкие бёреки. Необычный рецепт калмыцских пельменей

В эти выходные мне вспомнился рецепт калмыцских пельменей. Это очень вкусное блюдо, которому я научилась давно от одной из своих знакомых. Тогда мы забросили пельмени и готовили только бёреки. Они пришлись по душе и нам с мужем и нашим детям. Потом рецепт забылся и неожиданно всплыл в памяти в эти выходные.

На первый взгляд это обычные пельмени, только большие. Но вкус у них получается отличный от наших привычных пельменей. Они получаются необыкновенно сочными и вкусными.

Для теста нужно:

Начнем с того, что замесим тесто, оно такое же, как для пельменей. Положим тесто в полиэтиленовый пакет, пусть отдохнет.

Тем временем приготовим фарш. Мясо лучше брать не очень постную говядину. Если вы любите, можно добавить свинину. Прокручиваем мясо через мясорубку.

Туда же отправляем лук, чеснок. Заправляем солью и перчиком по вкусу. Для сочности можно добавить молока. Хорошо вымешиваем фарш руками, вкладывая только положительные эмоции.

Из теста делаем жгут, нарезаем его на кусочки. Из каждого кусочка раскатываем лепешку размером 10-11 см. Это примерно как на вареники.

На каждую лепешку раскладываем фарш и склеиваем бёрек красивой косичкой.

Варить такие пельмени надо 5-10 минут в подсоленной воде, а на стол подавать со сливочным маслом. Едим бёреки непременно руками. Каждый бёрек наполнен ароматным и очень вкусным бульоном, который надо сначала выпить.

По-правильному тесто на бёреки не раскатывают скалкой, а разминают руками. Первое время я так и делала, это не так трудоемко, как кажется. За счет этого они были еще вкуснее.

Попробуйте, это действительно вкусно и совсем не похоже на пельмени.

Если вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на мой канал. Если вам не было интересно, просто пройдите мимо.

Спасибо за внимание!

Связаться со мной можно через личную страничку в контакте

Источник

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:.  

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана. Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

Ориентирники

Королевский Пограничный мост видел через размаху Royal Tweed Bridge в Бервик

60163 Торнадо проходит через Королевский пограничный мост на главной линии восточного побережья

  • Замок Берик был построен в 13 веке и перестроен в 1290-х годах. К 17 веку он был в аварийном состоянии, а большая часть его была снесена в 19 веке, чтобы освободить место для железной дороги . Тем не менее, рядом с крепостными стенами города к западу, у реки, остались значительные руины.
  • Городские стены Берика и крепостные стены Тюдоров — одни из лучших сохранившихся образцов такого типа в стране.
  • Старый мост , 15-пролетный песчаника арки моста 355 метров (1164 футов) в длину, построенные в 1610-24 для £ 15,000. По мосту по-прежнему идет движение, но только в одном направлении. Мост, часть Великой Северной дороге из Лондона в Эдинбург был построен по приказу Джеймса VI и I .

Свято-Троицкая приходская церковь

Церковь Святого Андрея, Уоллес Грин

  • Церковь Святого Андрея в Уоллес-Грин была построена в 1859 году и является одной из восьми церковных конгрегаций Шотландии в Англии.
  • Масонский зал был построен в 1872 году для городской масонской ложи Святого Давида за 1800 фунтов стерлингов. Ложа по-прежнему владеет залом, а также используется другими масонскими ложами и орденами. Это один из очень немногих специально построенных масонских залов в стране и очень редкий образец викторианской масонской архитектуры. В нем есть большой орган, построенный в 1895 году. Зал содержит множество артефактов и документов, касающихся масонства в городе, которые восходят к 1643 году.
  • Royal Tweed Bridge , построенный в 1925 году , чтобы нести дорогу A1 через Твид. Его пролет составляет 110 м (361 фут), что в то время было самым длинным бетонным пролетом. Теперь A1 объезжает город на западе. В начале 2000-х мост был отремонтирован, пересмотрена схема проезжей части и тротуаров, добавлено новое уличное освещение.
  • Дьюарс-лейн проходит по Бэк-стрит, недалеко от Бридж-стрит. Как и другие места в Берике, он был расписан Л. С. Лоури , который часто бывал в Бервике, особенно в 1930-х годах, когда останавливался в отеле Castle.
  • На побережье к северу от Бервика есть многочисленные морские пещеры , длина которых достигает 67 метров. Пещеры находятся в скалах от Гринс-Хейвен до шотландской границы в заливе Маршалл-Медоуз .

История народа

Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.

В период существования в составе СССР калмыкам пришлось пережить череду тяжелых несчастий. Гражданская война, голод, Великая Отечественная Война, депортация в Сибирь и Среднюю Азию – все эти события привели к массовому сокращению численности населения. Реабилитировать калмыцкий народ удалось лишь в 1957 году. Сейчас их государство входит в состав России как Республика Калмыкия.

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Момо

Момо едят в Тибете, Непале, Бутане, индийских штатах Сикким, Ассам и на севере Бенгалии в районе Дарджилинга и на прилегающих территориях, где сильна тибетская культура. Момо родом из суровых краев, и блюдо это довольно аскетичное. Тесто состоит исключительно из пшеничной муки и воды (лишь недавно в него иногда стали добавлять разрыхлитель), оно получается пресным, толстым, крутым и очень плотным. Абсолютно универсальное сытное блюдо для тех, кто живет в горах, легко подстраивающееся под продуктовый набор конкретной местности, а также под религиозные предпочтения населения. Например, индийские Гималаи объединяют индуистов, буддистов и мусульман, поэтому здесь самые популярные момо — с бараниной. Момо также готовят с мясом яка и/или буйвола (аутентичный тибетский вариант), с курицей, с домашним сыром, овощами (преимущественно капустой). Момо готовят на пару и часто прямо в пароварках выставляются на улицу. Иногда их обжаривают, это делается для того, чтобы разогреть приготовленные ранее момо. Едят их руками, на ходу, дома или в кафе, на завтрак, обед и ужин. Форма и размер могут быть самыми разными. Крупные круглые момо на вид те же бурятские бузы, а небольшие лодочки больше похожи на манты. Подаются с острым томатным чатни.

Обычаи и праздники калмыков

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.

Экономика

Главная улица

Чуть более 60% населения занято в сфере услуг, включая магазины, отели и общественное питание, финансовые услуги и большую часть государственной деятельности, включая здравоохранение. Некоторые текущие и недавние виды экономической деятельности Berwick включают лов лосося , судостроение, машиностроение, лесопиление , производство удобрений , солодовню и производство твида и чулочно-носочных изделий.

Центр города Бервик состоит из ворот Мэри и Хай-стрит, где находится множество местных магазинов и несколько торговых сетей. В Уокер-Гейт рядом с библиотекой был построен новый офисный комплекс, который объединил пространство с Центром обучения взрослых и Туристическим центром Нортумберленда.

В Твидмуте есть торговый парк, состоящий из Home Base, Farm Foods, Marks and Spencer, Argos, Next, Carpet Right, Curry’s PC World, Halfords (закрыт в феврале 2021 года) и недавно открытого Pound Land. Городской совет Бервик отклонил предложение Asda в 2006 году построить магазин рядом с этим участком, но в 2008 году дал Tesco разрешение на строительство нового магазина в городе, который открылся 13 сентября 2010 года. магазин в Твидмуте в начале 2010 года. Супермаркет Morrisons с автозаправочной станцией, а также филиал McDonald’s , Travelodge UK и Aldi — все это есть на ссудных лугах, недалеко от окраины города, рядом с нынешней автомагистралью A1.

Дим-самы

Блюдо кантонской кухни. В отличие от цзяоцзы дим-самы — это скорее закуска, чем основное блюдо. Их подают преимущественно с утра или в обед, существуют даже десертные варианты к чаю. Дим-самы и возникли в качестве быстрой закуски для путешествующих по Шелковому пути. Подавали их в чайных домах, отсюда и возникло еще одно название дим-самов — «ямча» (что дословно переводится, как «пить чай»). Дим-самы делают из тончайшего прозрачного теста из рисовой муки и/или крахмала, иногда с добавлением цветных красителей. Сами дим-самы очень маленькие, обычно на стол ставятся несколько видов с разными начинками. Канонов относительно того, с чем надо готовить дим-самы, нет. Их делают с мясом, птицей, рыбой, морепродуктами, овощами и даже с фруктами. Дим-самы готовятся в бамбуковых пароварках, в них же и подаются.

Древние традиции

Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:

  • Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
  • Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
  • Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
  • Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
  • Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
  • Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.

Традиционные обычаи и обряды

У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.

К примеру, было заведено следующее:

  • утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
  • калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
  • при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
  • у места назначения останавливались с левой стороны.

То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.

Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.

Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.

Очищение огнем

Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.

В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.

Чайная церемония

Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.

Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.

Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.

Пельмени

Достоверно неизвестно, кто первым придумал заворачивать мясной фарш в пресное тесто и затем отваривать всю эту конструкцию. В русскую кухню пельмени пришли с Урала, по версии Вильяма Похлебкина, в конце XIV — начале XV века. Дальнейшее углубление в историю блюда приводит к древним китайским, тюркским и финно-угорским корням (слово пельмень заимствовано из коми или удмуртского: «пельнянь» — это «хлебное ухо»). Тесто для пельменей готовится из муки, воды и яиц, классический фарш — из смеси говядины и свинины с добавлением лука, чеснока, душистого перца. Варят пельмени в подсоленной воде или бульоне с лавровым листом. Считается, что пропорция фарша в пельменях должна составлять не менее 50 %. Один пельмень — история на два укуса, поэтому порция обычно составляет 10–15 штук.

Польза

Калмыцкий напиток очень питателен, он поддерживает силы и препятствует переутомлению, если к чашке такого чая добавить кусочек обжаренного хлеба, то можно получить вполне полноценный завтрак. При его употреблении натощак, оздоравливается весь желудочно-кишечный тракт, ускоряется обмен веществ, организм насыщается полезными элементами. Чай полезен для детей и пожилых людей, кормящих грудью женщин (усиливает выработку молока), а также для людей, которые страдают от сахарного диабета и сердечных заболеваний. Также данный чай является прекрасным средством от похмельного синдрома, он снимает головную боль, устраняет изжогу и симптомы алкогольного отравления, так как имеет свойство очищать кровь.

Специи, входящие в состав напитка, оказывают дезинфицирующее действие. Чай оказывает помощь в лечении заболеваний дыхательной системы, его хорошо пить при ангине или трахеите. Каждый вид специй наделен определенными свойствами. Гвоздика обладает муколитическим эффектом, мускатный орех успокаивает и поднимает иммунитет, черный перец нормализует пищеварение и очищает сосуды.

Современные традиции

Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.

Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.

Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.

Приготовление

Для заваривания калмыцкого напитка в основном используют плиточный прессованный чай. Если такого в наличии нет, возможно использование крупнолистового черного или зеленого чая. Существует большое количество рецептов приготовления с различными ингредиентами. Но все они основаны на классической рецептуре.

Классический калмыцкий чай (Джомба) — рецепт

Для приготовления понадобится:

  • прессованный зеленый чай;
  • молоко с жирностью 3,5%;
  • вода;
  • бараний жир;
  • соль.

На одну часть воды берется три части молока. От чайной плитки необходимо отколоть небольшой кусочек и раздробить его на части. Далее в посуду наливают воду, добавляют чай и соль, ставят на огонь и доводят до кипения. На этом этапе рекомендуется насыщать настой кислородом. Для этого с помощью половника необходимо зачерпнуть воду, поднять вверх, и тонкой струей вылить обратно в посуду. Такая процедура повторяется до 30 раз. Кипятят чай на протяжении 15-20 минут, затем добавляют бараний жир и снимают с огня. Добавляют предварительно разогретое молоко и настаивают 5 минут.

Калмыцкий напиток с черным рассыпным чаем

Для приготовления понадобятся следующие компоненты:

  • черный крупнолистовой чай – 1 столовая ложка;
  • молоко – 1 стакан;
  • вода – 1 стакан;
  • сливочное масло – 20г;
  • мускатный орех – на кончике чайной ложки;
  • черный молотый перец – 1 чайная ложка;
  • соль – по вкусу.

В посуду необходимо залить воду и засыпать заварку, поставить на медленный огонь и томить 7-8 минут, затем следует добавить молоко. Засыпать специи и соль, тщательно перемешать и варить на среднем огне, на протяжении 10 минут. Далее следует положить масло, подождать пока оно растворится и снять с огня. Дать настояться около 5 минут, процедить и разлить по кружкам.

Домашний рецепт с зеленым рассыпным чаем

Для заваривания такого напитка необходимо взять:

  • зеленый листовой чай – 30 гр;
  • молоко – 500 мл;
  • вода – 500 мл;
  • перец черный – 10 горошин;
  • лавровый лист – 3 шт;
  • топленое сливочное масло – 40 г;
  • соль – по вкусу.

Воду довести до кипения, засыпать заварку и добавить предварительно вскипяченное горячее молоко. Довести до кипения, уменьшить огонь и всыпать все специи и соль. Тщательно все перемешать и варить около 10 минут. Затем следует снять с огня, положить топленое масло и дать настояться 5 минут. Процедить и разлить по кружкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector